Поиск |
Применение метода проектов в начальной школе В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Это справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса. В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности: · мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи); · планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); · информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); · рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели. Работа над проектом начинается с выбора темы. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Возможные темы проектов: · Экологическая сказка; · Лесной календарь; · Секреты здоровья; · Пернатые друзья; · Реклама моего города; · Путешествие ботаника вокруг школы; · Математическая сказка; · Букет вежливых слов; · Вместе делаем книгу; · Удивительное рядом; · Из истории вещей и др. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Возможные результаты проектной деятельности младших школьников: – спектакли (в том числе кукольные); – концерты; – устные журналы; – викторины и игры с применением знаний по теме; – показы моделей одежды; – тематические выставки рисунков, скульптур, поделок; – газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты); – видеожурнал или видеофильм; – макеты; – действующие модели; – швейные и кулинарные изделия; – игрушки. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Проекты, выполненные учащимися начальных классов: |