Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

  Применение метода проектов в начальной школе

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Это справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной  деятельности  в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность  с первого класса.

 В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы учебной деятельности:

·               мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);

·               планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

·               информационно-операционный (ученики собирают материал, работают  с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

·               рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

Работа над проектом начинается с  выбора темы.

Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Возможные темы проектов:

·         Экологическая сказка;

·         Лесной календарь;

·         Секреты здоровья;

·         Пернатые друзья;

·         Реклама моего города;

·         Путешествие ботаника вокруг школы;

·         Математическая сказка;

·         Букет вежливых слов;

·         Вместе делаем книгу;

·         Удивительное рядом;

·         Из истории вещей и др.

            Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
            Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

– спектакли (в том числе кукольные);

– концерты;

– устные журналы;

– викторины и игры с применением знаний по теме;

– показы моделей одежды;

– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;

– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

– видеожурнал или видеофильм;

– макеты;

– действующие модели;

– швейные и кулинарные изделия;

– игрушки.

После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

 
Проекты, выполненные учащимися начальных классов: